Мэн-Цзы

Мэн-Цзы, Мэн Кэ (371/372 или 390/389 г. до н. э., связанное с царством Лу владение Цзоу — 289 или 305 г. до н. э., царство Лу), китайский философ, продолжатель дела Конфуция.

Мэн-Цзы

Мэн-Цзы

Воспитывался матерью-вдовой, учился у внука Конфуция Цзы Сы. В 40-летних странствиях по царствам Китая (Ци, Тэн, Сун, Лян и др.) излагал своё учение последователям и правителям. Был советником в Ци. В 70 лет целиком сосредоточился на мыслительной деятельности. Его учение изложено в трактате «Мэн-цзы» (построен как «Лунь юй» Конфуция). По одной версии, сам был автором, по другой — трактат составили его ученики Гунсунь Чоу и Вань Чжань.

Мэн-цзы исходил из представления о доброй природе человека (у Конфуция доброта — качество людей лишь высшей породы). Благодаря ей и следуя дао, каждый может стать таким же совершенномудрым, как правители древности (т. е. 3 тыс. до н. э.). Гуманность (жэнь), соединённая со справедливостью (и), — долг благородного мужа (как у Конфуция),а также общее начало личности и фактор умиротворения Поднебесной (т. е. мира).

Мэн-цзы разработал основу конфуцианского взгляда на смысл жизни — «четыре начала» (гуманность, справедливость, благопристойность, разумность) — и концепцию основанного на благодати гуманного правления, для достижения которого допустимо отнять власть у недостойного правителя. Для «сбережения народа» он предлагал вернуться к «колодезным» (равным по площади) полям, смягчать наказания, снижать налоги, сохранять природу и укреплять мораль.

В легизме философ видел «опутывание народа». В истории он усматривал последовательную смену порядка и смуты, соотносимую с природными процессами, и выделял 3 цикла, по 500 лет каждый. Его разграничение мыслящего (сердце) и немыслящих (уши, глаза) органов использовано неоконфуцианством в «учении о сердце».

Главная страница

Мэн-Цзы