Манихейство
Манихейство, дуалистическое религиозно-философское учение.
Манихейство. Мани.
Основано в Ктесифоне в сер. 3 в. создателем гностической секты Мани (216—276) на основе ирано-месопотамских верований, иудаизма, христианства и буддизма. В 3—4 вв. широко распространилось на Ближнем Востоке, в Средней Азии, Иране, Индии и Северном Китае. Одновременно сложилась его организационная структура: апостолы (вероучители), областные епископы, старейшины общин, избранные и рядовые верующие. К 5 в. проникло на территорию Римской империи, где пользовалось успехом среди язычников (см. ст. Язычество) и христиан. В 8 в. стало государственной религией Уйгурского каганата.
Концепция известна по сохранившимся сочинениям Мани «Шапуракана» и «Живое Евангелие», посмертному сборнику «Кефалайя», полемическим трактатам христианских авторов (Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, Августина Блаженного и др.). Манихейская схема мира подразумевает равнозначность двух начал — духовного (божественного) и реального (сатанинского). Материальный мир рассматривается как воплощённое зло; ему противостоит добро, заключённое в виде частиц света в каждом человеке. Целью развития личности провозглашалось освобождение от телесной зависимости для проецирования на себя высшей благодати. Для этого нужно придерживаться аскетического образа жизни (вегетарианство, отказ от алкоголя, безбрачие, отказ от социальной и экономической деятельности и др.).
С момента зарождения манихейство подвергалось гонениям со стороны последователей зороастризма (казнь Мани, изгнание его сторонников из страны). Императоры Рима Древнего (Диоклетиан) и Византии (Феодосий I Великий, Юстиниан Iи др.) выпускали указы против участников тайных собраний и проповедников дуализма.
В 8—9 вв. манихейцев преследовали радикальные последователи ислама. Манихейские идеи оказали значительное влияние на средневековые народные ереси (вальденсов, альбигойцев, павликиан, богомилов и др.).
Манихейство
|