Конфуцианство

Конфуцианство, возникшая в Китае философская система, а также этико-религиозное учение. Определило облик китайской цивилизации. Вплоть до Синьхайской революции 1911-1913 гг. (т. е. ок. 2000 лет) влияло на все сферы жизни китайского общества.
Создано Конфуцием на рубеже 6—5 вв. до н. э., развито его последователями (Мэн-цзы и др.). Победило легизм и впитало некоторые его черты. При династии Хань в 136 г. до н. э. стало официальной доктриной и было провозглашено «учителем 10 тысяч поколений». В это время Дун Чжун-шу, использовав положения даосизма и школы инь — ян, разработал учение о духе и воле Неба; конфуцианство приобрело характер религии. В 7—8 вв. при активном участии Хань Юя оно укрепило свои позиции в борьбе с буддизмом.

Конфуцианство

Конфуцианство. Школа Сонгюнг-вана (близ Сеула) была открыта в 1398 г.

В 11—12 вв. Чжоу Дунь-и и Чжу Си заложили основы неоконфуцианства, официально признанного в 14 в. Своей задачей оно считало восстановление чистоты учения. С ним в 16—17 вв. соперничала школа Лу Цзю-юаня и Ван Ян-мина. В 17—19 вв. обе они подверглись критике со стороны школы Дай Чжэня (выработал учение о естестве).
В Новое время сохранение конфуцианства способствовало самоизоляции Китая, а также других стран Дальнего Востока, где оно получило распространение. В кон. 19 в. — 1910-х гг. реформаторы (Кан Ю-вэй и др.) пытались модернизировать его. В правление Гоминьдана (т. е. до 1949 г.) конфуцианство ещё доминировало в духовной сфере. С 1980-х гг. интерес к нему в КНР возродился.

Краеугольные камни конфуцианства: ориентация на традицию и почитание мудрости правителей древности, изложенной в трактатах «Шу цзин» и «Ши цзин»; взгляд на государство как на семью.
Основной принцип конфуцианской этики — гуманность (жэнь). Она проявляется в соблюдении правил поведения: в уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю, исполнении обязанностей в соответствии с чином и т. п. Постичь гуманность могут лишь благородные мужи (цзюнь цзы), мелким людишкам (сяо жэнь) она недоступна. Согласно всеобщему закону справедливости, первые управляют вторыми и служат им примером, а вторые подчиняются и содержат первых своим трудом. «Благородные мужи» должны быть справедливы, мудры, воспитанны.

Для конфуцианства характерно пристальное внимание к человеку (его качествам, способностям, положению в обществе) и принципам отношений между людьми. Небо — верховное начало, а мерило земных дел — дао; следовать ему — значит накапливать дэ (о дэ и дао см. ст. Даосизм). Гармония и иерархия индивидуальных дэ образует вселенское дао. Для утверждения в мире справедливости люди должны вести себя согласно своему рангу и правилам благопристойности, соблюдать во всём меру. Их знание — это знание того, что и как должно делать. Им следует контролировать свои желания, заниматься нравственным самоусовершенствованием и соблюдать этикет. Действуя по правилам, каждый человек может улучшить положение дел в Поднебесной (т. е. в мире).

В соответствии с представлением о гуманности власть правителя признавалась священной, сам он (как Сын Неба) обожествлялся, а для народа был отцом и матерью. Гуманное управление предполагало привлечение к нему учёных. Управлять народом следовало при помощи добродетели (дэ) и личного примера, не обременяя излишними налогами и повинностями. Проповедовалась идея общества «Великого единения» (Да тун) — золотого века.

Главная страница

Конфуцианство