Христианство

Христианство, мировая монотеистическая религия, в основе которой лежит вера в богочеловека Иисуса Христа. Христианство исповедует около трети населения земного шара. Среди христиан больше всего католиков (ок. 55%), протестантов (ок. 25%) и православных (св. 8%).

Зародилось в Палестине, являвшейся при императоре Тиберии провинцией Рима Древнего. В 1 в. н. э. у евреев, а затем и у др. населения Месопотамии, Сирии, Египта, Греции, Италии возникли общества (общины) верующих во Христа, распятого в Иерусалиме в 33 г. н. э.

Становление христианства проходило под влиянием иудаизма, гностицизма, мировоззренческих систем Ирана, Индии, Египта, античной философии. В ходе их критики выкристаллизовывался культ Христа (в противовес культу ветхозаветного Бога), укреплялась вера в мессию, в бессмертие души, в то, что земной мир — временное пристанище человека, подготовка его к вечной жизни в Царстве Небесном. По мере увеличения числа христиан за счёт эллинов и римлян сформулированы догматы христианства (о Богочеловеке, о святой Троице, о святой Софии как Божественной мудрости). Этот процесс сопровождался возникновением сект и ересей, эбионитов, манихейцев, монофизитов, ариан (по-разному понимали природу Христа).

Ок. 2 в. н. э. возникла Вселенская Церковь Христова, из верующих мирян выделилось духовенство. Тогда же Церковь стала называться католической (по-гречески — кафолической), т. е. всеобщей, вселенской, и ортодоксальной (в противоположность разномыслию еретиков). Всеобщность и ортодоксальность христианства проявлялись в принятии общих церковных правил, единого Символа веры, данного Иисусом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Шла разработка христианских обрядов. Утвердились в качестве обязательных таинства крещения и причащения, формировались церковное богослужение (литургия, отправлялась только духовенством) и календарь с церковными праздниками и постами. Стали почитать Богоматерь, ангелов, апостолов, а также святые места, мощи, иконы (см. ст. Иконопись). Крест вытеснил более древний христианский символ — рыбу, в 4 в. (при Константине Великом) он стал украшать воинские доспехи.

В первые века христианства возникло монашество. Постепенно монастыри возникли во всех христианских странах, миряне в ответ на духовную помощь жертвовали на нужды монастырского хозяйства. Духовенство разделилось на белое и чёрное (монашествующее); монахи, в отличие от священников, получали лишь пострижение, но не посвящение.

Первой христианской добродетелью считается приверженность к единой истине, выраженной в Библии.

С 4 в. определение канонов, догматов и норм церковной жизни осуществляли Вселенские соборы церковных иерархов. Они часто спорили между собой, позднейшие соборы отменяли решения предшествующих (см. ст. Иконоборчество). Отсутствие на них ряда иерархов давало повод говорить о неполноте соборов и неправомерности их постановлений.

Это привело к разделению христианства и образованию самостоятельных (автокефальных) Церквей. Первой стала Армяно-григорианская церковь, после III Вселенского собора (431) разорвавшая отношения с Византией;, подчинившей себе восточную христианскую Церковь. Её основал Григорий Просветитель, в нач. 4 в. она стала официальной религией, в 363 г. её возглавил католикос (патриарх). У Грузинской и Албанской церквей католикосы появились соответственно в 475 и 552 гг. Западная христианская Церковь приняла догмат о Папе Римском как непогрешимом главе Церкви (выдвинут на 4-м Константинопольском Вселенском соборе 869 г.).

Расхождение восточной и западной ветвей христианства проявилось в 3—4 вв. и привело к Великой схизме 1054 г. Оно было вызвано причинами духовными (расхождения в догматике и обрядах), географическими (удалённость Рима и Константинополя друг от друга), экономическими (борьба за церковные доходы) и политическими (борьба за идеологическое влияние и власть), борьбой за канонические (подвластные Церкви) территории. Не удалось прийти к согласию в вопросе о том, равны ли все епископы, как были равно одарены Благодатью все апостолы, или высшей степенью Благодати обладает римский епископ как преемник апостола Петра. В итоге внутри христианства возникли католичество и православие, были созданы Римско-католическая и Грекокафолическая ортодоксальная церковь.

Константин Великий сделал христианство государственной религией Римской империи (324), перенёс столицу в Константинополь, стал вмешиваться в дела Церкви. При Юстиниане I (6 в.) утверждено положение: против воли императора ничто не должно совершаться в Церкви. Он приравнял императорские законы к церковным канонам, утвердил практику управления Церковью как одной из составляющих государства. На западе Римской империи Церковь всё более возвышалась над государствами варваров, образовавшимися в ходе Великого переселения народов. Проводя независимую от светской власти политику, западная Церковь опиралась на положение Августина Блаженного о том, что царство Божие на земле ведёт борьбу с царством дьявола (государями, не подчиняющимися Церкви, и теми, кто ставит государство и государя выше Церкви).

Восточная Церковь также пыталась усилить свои позиции (при слабых византийских императорах). В сер. 11 в. при императоре Константине Мономахе патриарх Константинопольский Михаил Керулларий закрыл все латинские церкви в Константинополе, боролся за верховенство церковной власти над светской и за разделение христианских церквей (схизму). В 1054 г. римский кардинал Гумберт прибыл в Константинополь с требованием к восточной Церкви перестать «лаять» на святой римский престол, патриарх Михаил ответил отказом. Константин Мономах стремился примирить обе христианские Церкви. Почувствовав его поддержку, Гумберт стал настаивать на признании патриархом Михаилом канонической зависимости от Папы Римского, но вновь получил отказ. 16 июня 1054 г. он положил на алтарь Софии Святой собора грамоту с проклятиями в адрес патриарха и его сторонников. В ответ патриарх проклял Папу Римского Льва IX. Так произошла Великая схизма христианской Церкви на католиков и православных, не прёодолённая до сих пор.

Обе Церкви обвиняли друг друга в ересях и отступлениях от Святого Писания. В областях, канонически подвластных Папе Римскому, началось гонение на славянское богослужение и греческий обряд. Собор в Сплите (1059) назвал епископа Мефодия еретиком, что вызвало раскол западных и восточных славян на католиков и православных. Византийские владения в Италии в 1071 г. были ликвидированы и переподчинены Папе Римскому. Начались Крестовые походы на Византию, крестоносцы смотрели на греков как на еретиков и схизматиков. Разделение Церквей и сильное православное чувство греков в 15 в. помешало совместным действиям стран Европы против агрессии Османской империи. Итогом стало Константинополя падение (1453).

Попытки преодоления раскола христианской Церкви предпринимались неоднократно. В 1439 г. была принята Флорентийская уния, в 1596 г. проведена уния православно-католическая (униатская христианская Церковь существует и ныне). Вопрос об унии Русской православной и Римской католической Церквей в Новое и Новейшее время неоднократно обсуждался. Однако автокефальность Русской православной церкви несовместима с догматом Католической церкви о Папе Римском.

Христианство сыграло большую роль в развитии философии, литературы, искусства, права, всей современной культурной инфраструктуры. Христианское представление о том, что путь в царство Божие начинается с человека, с формирования определённых этических ценностей, что источником всех прав и человеческого достоинства является Бог, а государство и правительство — инструмент для их обеспечения, вывело европейскую цивилизацию в авангард мировой истории. Миссионерская и благотворительная деятельность христианства охватывает весь мир. Существуя в контекстах разных культур, христианство пронизывает их духом этического универсализма и объединяет в единое христианское сообщество. Движение по созданию христианского единства возглавляет Всемирный совет церквей с центром в Женеве, в него входит ок. 400 христианских Церквей, представляющих сотни миллионов людей.

Христианство

Христианство. Гентский алтарь в соборе Святого Бавона.

Христианство

Символическое изображение Христа в римских катакомбах. 3 в.

Христианство

Христианство. Таинство причастия.

Христианство

Христианство. Интерьер базилики Сан-Франческо во Флоренции.

Главная страница

Христианство