Халифат

Халифат, мусульманское феодальное государство во главе с халифом.

После смерти пророка Мухаммеда (632) возник вопрос, кто после него возглавит мусульманскую общину. На этот пост был избран Абу Бекр, получивший титул халифа (в переводе с арабского — заместителя) посланника Аллаха и функции политического и духовного главы мусульманской общины (см. ст. Имам).

Первых четырёх халифов из числа ближайших сподвижников Мухаммеда — Абу Бекра, Омара, Османа и Али, — выбранных по воле верхушки мусульманской общины, сунниты считают праведными халифами, их образ жизни и поступки считаются частью сунны (см. ст. Ислам). Шииты считают первых трёх халифов узурпаторами, лишившими власти единственного законного наследника Мухаммеда — Али. Хариджиты считают праведными халифами только Абу Бекра и Омара.

Халиф в 7 — нач. 8 в. в глазах мусульман был не носителем божественного откровения, а лишь повелителем верующих, призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и сунны. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына Хасана. Воцарение соперника Али Муавии, основателя династии Омейядов (661—750) в Арабском халифате, не было узурпацией власти, т. к. его власть была признана большинством общины.

Изменения в характере халифской власти начались при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халиф посланника Аллаха», а «халиф Аллаха», порывая с прежним представлением о власти халифа, олицетворяющей волю общины. В ответ шиитская оппозиция выдвинула представление о халифе-имаме, наделённом Аллахом особой божественной благодатью (баракой), которой удостоен только род Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между суннитами и шиитами, большинство мусульман считали, что халифом может быть только человек из рода хашим (род, из которого происходил Мухаммед). Этим обосновывали свои права на халифскую власть Аббасиды — потомки Аббаса, дяди Пророка. Несмотря на родство с Мухаммедом, власть династии Аббасидов (750-1258) не была теократической: они не считались носителями божественной благодати, не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования.

С сер. 9 в. аббасидские халифы утрачивают политическую власть над большей частью мусульманских земель, халиф становится духовным главой мусульманского мира. Фактически независимые правители признавали духовный суверенитет халифа, его имя упоминалось в хутбе (пятничной молитве) и чеканилось на монетах.

В то же время в мусульманском мире появились ещё две династии, правители которых взяли себе халифский титул: Омейяды в Испании (929—1031) и Фатимиды, правившие в Египте и Северной Африке (909—1071). Это расшатывало единство мусульманского мира, объединяемого духовным главенством халифа. Лишь в 1171 г. Аббасиды снова стали единственными халифами. Политическая слабость Аббасидов привела к появлению представления, что халифы должны заниматься только делами веры, не вмешиваясь в дела светских правителей — султанов.

Представление о духовном суверенитете халифов не было поколеблено даже падением Арабского халифата, когда при взятии Багдада (1258) монголы, перебили последних Аббасидов. Правители Мамлюкского султаната в Египте (1250—1517) объявили халифом дальнего родственника Аббасидов, чтобы обеспечить своей власти духовный авторитет.

Османские султаны после завоевания Египта (1517) перевезли как пленника последнего Аббасида в Стамбул и не стали поддерживать идею халифата. Лишь в 18 в. появилась легенда о передаче последним Аббасидом халифата султану Селиму I. Авторитет османских султанов как халифов не признавался в областях исламского мира, где они не обладали политической властью, — в Иране, Марокко и т. д.

С падением Османской империи халифат был официально упразднён (1924). В 20 в. термин «халифат» использовался некоторыми исламскими идеологами для обозначения идеального государства, в котором будут объединены все мусульмане под знаменем шариата.

Халифат

Кордова в 929—1031 гг. была столицей Кордовского халифата

Халифат

Халиф Харун ар-Рашид (766— 809) из династии Аббасидов стал одним из героев сказок «Тысяча и одна ночь»

Главная страница

Халифат