Осевое время

Осевое время, эпоха, датируемая 800-200 гг. до н. э., когда были сформулированы философско-религиозные учения (на которые, как колёса на ось, опирается современная культура) и возник тип ментальности, свойственный современному человеку.

Термин ввёл немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) в работе «Смысл и назначение истории» (1949). Согласно Ясперсу, особое значение в развитии человечества имеют 4 эпохи: «доистория» (формирование человека как биологического вида, возникновение мифологического сознания); эпоха великих культур древности (5—3 тыс. до н. э., начало собственно истории, осознание человеком своей принадлежности к определённой культуре со своим языком, мифами и традициями); «осевое время»; научно-техническая эпоха (17—20 вв., становление науки и утрата контроля над ней, доминирование массового сознания, распад традиционных ценностей, потеря связи человека с историей).

В эпоху «осевого времени» возникает единое духовное движение, происходившее одновременно и независимо у разных «осевых народов». У китайцев оно представлено Конфуцием и Лао-цзы, у индийцев — создателями Упанишад и Буддой, у иранцев — Заратуштрой (см. ст. Зороастризм), у иудеев — пророками, у греков — философами (Сократом, Платоном) и драматургами.

Движению способствовала атмосфера свободы, связанная с отсутствием крупных империй и существованием небольших государств. Мыслители получили возможность передвигаться в рамках своей цивилизации, обмениваясь идеями. На смену мифологическому сознанию приходит рациональное мировоззрение, перед человеком встаёт проблема смысла существования. Развивается философия как способ критического осмысления действительности. Люди осознают собственные возможности, свою связь с историческими событиями и место в истории. Формируются религии, основанные на идее спасения; появляется идея единого Бога. С этого момента можно говорить о развитии человечества как всемирно-историческом процессе.

По мнению Ясперса, человечество должно двигаться к новой «осевой эпохе» (единство людей на основах любви, терпимости и свободного доступа к информации).
Концепция «осевого времени» нашла продолжение в мир-системной теории исторического процесса (см. Историческая наука).

Главная страница

Осевое время